Оценка регулирующего воздействия представляет собой процедуру анализа проблем и целей государственного регулирования, поиска допустимых вариантов достижения этих целей, а также связанных с ними выгод и издержек социальных групп, подвергающихся воздействию регулирования, в том числе хозяйствующих субъектов, граждан и государства в целом, для определения наиболее эффективного варианта регулирующего решения.
Оценка регулирующего воздействия (далее - ОРВ) регламентируется:
1. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
2. Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов».
3. Приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2014 года № 159 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».
4. Законом Нижегородской области от 5 августа 2014 года № 95-З «О внесении изменения в Закон Нижегородской области «О нормативных правовых актах Нижегородской области».
5. Законом Нижегородской области от 3 сентября 2014 года № 109-З «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Нижегородской области».
6. Постановлением Правительства Нижегородской области от 18 октября 2013 года № 746 «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Нижегородской области и экспертизы действующих нормативных правовых актов Нижегородской области».
7. Постановлением Правительства Нижегородской области от 6 декабря 2013 года № 909 «Об утверждении Порядка проведения публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов Нижегородской области при проведении оценки регулирующего воздействия».
8. Приказом министерства экономики Нижегородской области от 10 декабря 2013 года № 120 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Нижегородской области и экспертизы действующих нормативных правовых актов Нижегородской области».
9. Приказом министерства экономики Нижегородской области от 13 марта 2014 года № 62 «Об утверждении примерной формы Соглашения о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Нижегородской области и экспертизы действующих нормативных правовых актов Нижегородской области».
Указанные правовые акты размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Оценка регулирующего воздействия / Нормативные правовые акты, методические рекомендации».
1. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
2. Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов».
3. Приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2014 года № 159 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».
4. Законом Нижегородской области от 5 августа 2014 года № 95-З «О внесении изменения в Закон Нижегородской области «О нормативных правовых актах Нижегородской области».
5. Законом Нижегородской области от 3 сентября 2014 года № 109-З «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Нижегородской области».
6. Постановлением Правительства Нижегородской области от 18 октября 2013 года № 746 «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Нижегородской области и экспертизы действующих нормативных правовых актов Нижегородской области».
7. Постановлением Правительства Нижегородской области от 6 декабря 2013 года № 909 «Об утверждении Порядка проведения публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов Нижегородской области при проведении оценки регулирующего воздействия».
8. Приказом министерства экономики Нижегородской области от 10 декабря 2013 года № 120 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Нижегородской области и экспертизы действующих нормативных правовых актов Нижегородской области».
9. Приказом министерства экономики Нижегородской области от 13 марта 2014 года № 62 «Об утверждении примерной формы Соглашения о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Нижегородской области и экспертизы действующих нормативных правовых актов Нижегородской области».
Указанные правовые акты размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Оценка регулирующего воздействия / Нормативные правовые акты, методические рекомендации».
ОРВ распространяется на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и:
— предусматривающие введение административных и иных обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению;
— способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
— способствующие возникновению необоснованных расходов областного и местного бюджетов.
— предусматривающие введение административных и иных обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению;
— способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
— способствующие возникновению необоснованных расходов областного и местного бюджетов.
Да, существуют. Процедуры ОРВ не распространяются на:
— государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги), осуществляемое региональной службой по тарифам Нижегородской области;
— государственное регулирование в области имущественных и земельных отношений;
— действующие нормативные правовые акты Нижегородской области, по которым приняты бюджетные обязательства;
— действующие нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых акты Нижегородской области: содержащие сведения, составляющие государственную тайну; содержащие сведения конфиденциального характера; принятых (принимаемых) во исполнение международных обязательств или актов высшей юридической силы.
— государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги), осуществляемое региональной службой по тарифам Нижегородской области;
— государственное регулирование в области имущественных и земельных отношений;
— действующие нормативные правовые акты Нижегородской области, по которым приняты бюджетные обязательства;
— действующие нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых акты Нижегородской области: содержащие сведения, составляющие государственную тайну; содержащие сведения конфиденциального характера; принятых (принимаемых) во исполнение международных обязательств или актов высшей юридической силы.
ОРВ подлежат следующие проекты нормативных правовых актов:
— законы Нижегородской области;
— указы Губернатора Нижегородской области;
— постановления Правительства Нижегородской области;
— нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области.
— законы Нижегородской области;
— указы Губернатора Нижегородской области;
— постановления Правительства Нижегородской области;
— нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области.
В Нижегородской области используется вариант смешанной модели проведения ОРВ, при котором оценка проектов актов и экспертиза действующих актов проводится органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим разработку проекта акта (регулирующий орган), а контроль за названными процедурами осуществляет уполномоченный орган (в Нижегородской области – министерство экономики Нижегородской области).
Вопросы, связанные с взаимодействием регулирующего органа с участниками публичных консультаций, регламентируются постановлением Правительства Нижегородской области от 6 декабря 2013 года № 909 «Об утверждении Порядка проведения публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов Нижегородской области при проведении оценки регулирующего воздействия».
Взаимодействие может осуществляться в следующих формах:
— сбор мнений участников публичных консультаций;
— опросы бизнес- и экспертных сообществ;
— интернет-опросы;
— проведение совещаний с заинтересованными сторонами;
— заключение Соглашения о взаимодействии.
Примерная форма Соглашения о взаимодействии органов исполнительной власти Нижегородской области с предпринимательским сообществом при проведении ОРВ проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых размещена на официальном сайте Правительства Нижегородской области в разделе «Оценка регулирующего воздействия».
Взаимодействие может осуществляться в следующих формах:
— сбор мнений участников публичных консультаций;
— опросы бизнес- и экспертных сообществ;
— интернет-опросы;
— проведение совещаний с заинтересованными сторонами;
— заключение Соглашения о взаимодействии.
Примерная форма Соглашения о взаимодействии органов исполнительной власти Нижегородской области с предпринимательским сообществом при проведении ОРВ проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых размещена на официальном сайте Правительства Нижегородской области в разделе «Оценка регулирующего воздействия».
Число участников публичных консультаций не ограничено.
Круг участников публичных консультаций может быть определен с учетом необходимости обеспечения максимального вовлечения представителей предпринимательской и инвестиционной деятельности, социальных групп, а также экспертного сообщества в процесс обсуждения вводимого (изменяемого) государственного регулирования.
Круг участников публичных консультаций может быть определен с учетом необходимости обеспечения максимального вовлечения представителей предпринимательской и инвестиционной деятельности, социальных групп, а также экспертного сообщества в процесс обсуждения вводимого (изменяемого) государственного регулирования.
Срок проведения публичных консультаций определяется регулирующим органом и должен быть не менее 30 календарных дней, если иной срок не установлен решением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом более высокого уровня.
Нормативные правовые акты, которые проходят процедуру ОРВ, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Оценка регулирующего воздействия / Оценка регулирующего воздействия проектов правовых актов».
Те нормативные правовые акты, по которым процедура ОРВ завершена, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Оценка регулирующего воздействия / Проекты правовых актов, прошедшие оценку регулирующего воздействия».
Те нормативные правовые акты, по которым процедура ОРВ завершена, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Оценка регулирующего воздействия / Проекты правовых актов, прошедшие оценку регулирующего воздействия».