вчера
15:38В «НГХМ|Искусство XX века» открылась персональная юбилейная выставка работ художника Алексея Акилова «Там белая лошадь у ручья» (12+). Это первая персональная выставка художника на площадке Нижегородского художественного музея. Об этом сообщает министерство культуры Нижегородской области.
Выставка приурочена к 70-летию художника. В экспозицию вошли более четырех десятков произведений из мастерской автора, две работы из фондов НГХМ, а также картины из собраний коллекционеров и друзей. Многие произведения посетители выставки увидят впервые. В экспозиции представлены пейзажи, натюрморты и портреты, созданные художником с середины 1970-х годов по настоящее время.
Алексей Акилов родился в Горьком в 1954 году. В 1978 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной. Несмотря на профессиональное художественное образование, всегда был близок к кругу художников нижегородского андеграунда. Становление живописца и графика происходило среди группы единомышленников «Чёрного пруда». Выставка продолжает серию проектов Нижегородского художественного музея, посвященных творчеству художников-нонконформистов объединения «Чёрный пруд». В начале года зрители знакомились с работами Галины Каковкиной, недавно — с произведениями Наталии Панковой, прямо сейчас работает выставка Сергея Сорокина.
«Нельзя сказать, что Алексей Акилов работает в рамках традиционной живописной школы, но при этом для его работ характерна эмоциональная наполненность, которая отличает его от многих. Это можно наблюдать как в его пейзажах, так и в натюрмортах, чаще всего это фантастические виды, мы редко можем видеть реально существующие места или предметы. На выставке у нас собрана и графика, и живопись. Охвачены ровно 50 лет творческого пути — в витрине представлены первые работы 1975 года, выполненные еще в Мухинском училище, а последние работы вышли из-под кисти художника перед открытием выставки», — рассказала куратор выставки, искусствовед и научный сотрудник Нижегородского художественного музея Марта Бондарева.
В пейзажах художника пространство заднего плана бесконечно, а время замедляется. Их мотив незамысловат: часто это треугольные крыши деревенских домиков, речка-ручеёк, почти всегда — стаффажные фигурки людей, которые иногда становятся главными героями разыгрываемой на картине сценки.
Плотные тени и тяжеловесность предметов ранних натюрмортов автора со временем перерождаются в более воздушные упрощенные формы, где предметы в композиции располагаются подобно аппликации. Цвет в его натюрмортах, как и в пейзажах, субъективен и сочинён лишь для конкретной цели — чтобы максимально ёмко выразить придуманный образ.
Портреты не так широко представлены в экспозиции. Графические автопортреты 1970-х годов отличает активная линия, ставшая средством выразительности. Она вошла в арсенал художника в начале его творческого пути.
«Эта выставка — конец большого этапа, подведение итога. Но если зритель не знает истории искусства хотя бы чуть-чуть, он ничего не поймет», — считает художник Алексей Акилов.
Посетить выставку Алексея Акилова «Там белая лошадь у ручья» в «НГХМ|Искусство XX века» (пл. Минина и Пожарского, д. 2/2) можно до 5 октября.